Машина в семье – это замечательно. Но если вы хотите, чтобы она служила вам верой и правдой долгое время, чтобы на ней можно было ездить, не опасаясь за свою жизнь и жизнь членов семьи, за ней нужно следить. Никогда нельзя предугадать, когда в автомобиле что-то сломается, но практически любую поломку можно предотвратить, если подвергать железного коня неустанной профилактике. А вот в чем именно заключается эта профилактика — это надо знать обязательно. И тогда все критические проблемы обойдут вас стороной.
Ну, во-первых, владелец должен поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, и не «по мере возможности», а постоянно. Необходимо проводить регулярное техническое обслуживание (ТО) машины. Это действие выявит «на взлете» нарождающиеся проблемы и позволит их устранить минимальными средствами. При износе некоторых деталей их необходимо восстанавливать (заменять на новые). Все работы направлены на обеспечение автомобиля в надлежащем состоянии (ТО и ремонт). Если у вас новый автомобиль, ТО будет являться гарантией того, что он прослужит вам долго. Если автомобиль поддержанный, техническое обслуживание гарантирует безопасную эксплуатацию по возможности максимально долгое время.
Также водитель должен самостоятельно следить за состоянием механизмов и вовремя устранять все неполадки. Регулярно проверяйте состояние такой важной вещи, как ремень ГРМ (элемент соединения распределительного и коленчатого валов). Также нужно как можно чаще менять масло, щетки стеклоочистителя стекол в машине, проверять функциональность салонного и воздушного фильтров, свечей зажигания, очень важно поддерживать в хорошем состоянии фары и габаритные огни.
Примерно один раз в течение месяца нужно проверять шины (давление воздуха). При такой проверке вы сможете сразу же заметить, есть ли повреждения на шинах. Как можно чаще делайте ревизию резины, контролируйте износ и замеряйте высоту протектора монеткой. Тогда вы сможете вовремя поменять шины, поскольку «лысые» и поврежденные шины могут не только привести к износу сопредельных механизмов конструкции автомобиля, но и стать причиной аварийных ситуаций на дорогах.
Для того чтобы на порядок снизить интенсивность износа всех конструктивных деталей и предупредить неисправности, автомобиль обязательно должен пройти ТО-1 (техническое обслуживание № 1). Начинает проводиться это обслуживание тогда, когда у автомобиля пробег составляет не менее полутора тысячи километров. Для этого нужно провести целый комплекс мероприятий:
— проверить, в каком состоянии находятся двигатель, бампер и номерные знаки, оперение и брызговики колес;
— проверить, в каком состоянии находится кузов, стекла, замки, двери и ограничители их открывания, стеклоподъемники, зеркала заднего вида и их крепления;
— проверить, в каком состоянии находятся диски колес и болты их креплений;
— проверить, в каком состоянии находятся амортизаторы и тормоза, а также педали сцепления и так далее.
Если пробег составляет 9000 км, необходимо провести ТО-2 (техническое обслуживание №2). Чтобы пройти это обслуживание, следует к ассортименту перечисленных работ прибавить дополнительные пункты:
— определить, нужен ли ремонт, окраска, выправление вмятин;
— в каком состоянии спидометр, указатель и датчик давления масел и так далее;
— необходимо осмотреть состояние водяного насоса, вентилятора, глушителя;
— отрегулируйте тепловые зазоры клапанов и сцепление и так далее.
Для того чтобы поддерживать автомобиль в хорошем состоянии, техобслуживание надо осуществлять посезонно. Обязательно заменяйте моторное масло, проверяйте и меняйте масляный и воздушный фильтры, свечи зажигания, охлаждающую жидкость (антифриз) и так далее.
Чтобы двигатель автомобиля работал долго и правильно, надо обращать внимание на качество смазывающей жидкости (моторного масла), потому что на 90% именно от его качества зависит интенсивность износа трущихся деталей. Как часто эту процедуру следует проводить?
Проверку следует осуществлять в зависимости от эксплуатационных условий. В инструкциях производителей имеются пояснения, как правильно эксплуатировать автомобиль. Если все условия соблюдаются, то моторное масло проверяется один раз в месяц, после пробега. При экстремальных условиях моторное масло проверять надо намного чаще. Прежде чем начать проверку моторного масла, двигатель останавливается, и температура его должна быть нормальной.
Проверять состояние моторного масла следует специальным щупом. Иногда моторное масло требует полной его замены, если оно по каким-то причинам оказалось не надлежащего качества.
Кроме технического обслуживания, автомобиль надо регулярно ставить в специализированный участок для текущего ремонта поврежденных и сильно изношенных деталей.
Ремонт может быть не плановый и плановый.
Если говорить о плановом ремонте, то он должен проводиться согласно нормативно-техническим требованиям.
Если говорить о не плановом ремонте — то это непредвиденный ремонт (аварии, повреждения и тому подобные причины).
Ремонт может быть регламентированным и по технической необходимости.
Регламентированный ремонт проводится регулярно, согласно технической документации. Ремонт по технической необходимости – это ремонт, который следует проводить по обстоятельствам, с тщательной проверкой технического состояния всей машины.
Ремонт может быть нескольких видов. Все зависит от того, каков характер, объем и назначение работ. Основные виды – это текущий и капитальный ремонты, при необходимости можно проводить так называемый «средний» ремонт, это промежуточный между текущим и капитальным ремонтом план действий.
Во время текущего ремонта производится ремонт или полная замена отдельных деталей, которые достигли предельного уровня износа. После текущего ремонта автомобиль должен находиться на ходу, с отремонтированными агрегатами и замененными деталями (по необходимости).
Во время среднего ремонта производят замену двигателя, устраняются неисправности деталей, заново окрашивается кузов и проводится много других работ, которые должны привести машину в исправное состояние.
Во время капитального ремонта может быть заменено или полностью отремонтировано большинство деталей. В данном случае могут быть заменены: кузов, рама, блок цилиндров, коробка передач, рулевой механизм и так далее.
Перед тем, как ставить машину на ремонт, в центре техобслуживания проводится диагностика всех узлов и деталей. Мастер по ремонту автомобиля разрабатывает стратегию ремонта (что ремонтировать, что заменить полностью), а также составляет смету расходов.