Подержанные автомобили покупают как новички, так и опытные автолюбители. И если новички руководствуются принципом«всё равно учусь, машину с автосалона будет жалко поцарапать», то опытные автомобилисты покупают подержанные автомобили ради экономии. Ведь автомобиль, который продают даже через месяц после покупки в салоне, хорошо теряет в цене.
При покупке подержанного автомобиля можно приобрести автомобиль после ДТП. Обычно не разделают, серьёзные ли повреждения получил автомобиль. Рассуждают простым образом, если был в ДТП – значит битый.
Разберёмся, какие автомобили после ДТП можно покупать, а какие – нет.
Конструкция кузова автомобиля
Разделяют два вида кузовов по конструкции: рамный и несущий.
Рамный кузов – используется во внедорожниках (не во всех), автобусах и грузовиках. Всё навесное оборудование крепится на раму. Салон автомобиля и оперение не играют важной роли. Т.е. их повреждения не особо страшны. Если после серьёзного ДТП рама осталась целой, то на неё можно просто навесить новый кузов. Рамные автомобили безопаснее.
Несущий кузов – все навесные элементы прикреплены непосредственно к кузову. Для увеличения прочности кузова, устанавливаются элементы усиления (лонжероны, усилители). Все легковые автомобили, кроссоверы – имеют несущий кузов.
Автомобиль рамной конструкции будет намного прочнее, чем авто с несущим кузовом. Кроме того, современные автомобили рассчитаны на энергопоглощение. То есть при ДТП кузов максимально деформируется, но при этом оставляет водителя и пассажиров в живых. Салон служит своеобразной капсулой безопасности.
Разновидности битых автомобилей
1) Повреждены навесные элементы кузова (потёртости, вмятины, царапины).
Это самый безобидный вид повреждений. Может быть слегка подмят капот, быть царапина на двери, либо потёртость на бампере. Это простые бытовые повреждения, которые часто происходят даже без контакта с другим автомобилем. В большинстве случаев человек просто выезжает или заезжает в гараж и цепляет крылом дверь, либо выезжал со стоянки и задел припаркованный автомобиль. Обычно такие повреждения исправляет полировка. Возможна и покраска отдельного навесного элемента. Покупая такой автомобиль, важно знать, когда был произведён ремонт. Если элемент прошёл испытание временем, на нём нет очагов ржавчины, значит, ремонт был произведён качественно. Если притёрт, треснут, либо поцарапан бампер – тут всё ещё проще. Бампера паяют, шпаклюют, красят и он ещё долгое время не напомнит о себе. При покраске отдельного кузовного элемента главное это попасть в цвет.
Перекупщики любят такие машины, потому что косметический ремонт не требует больших капиталовложений, а на продавца можно надавить и выпросить солидную скидку, предоставив неверные сведения о цене ремонта.
Машины с косметическими повреждениями брать можно. Главное, чтобы их не было слишком много, иначе потребуется полная перекраска кузова. Учитывайте примерную стоимость ремонта при торге с продавцом.
2) Повреждены силовые элементы кузова.
При сильном ударе, даже раму на внедорожнике либо грузовике может согнуть. Обычно такие машины либо идут на утилизацию, либо на стоянки страховых компаний, которые выплатили владельцу полную стоимость автомобиля.
Страховая компания объявляет закрытый аукцион и продаёт разбитые автомобили. В основном они идут на запчасти, но находятся умельцы, которые их восстанавливают.
Как уже было сказано выше, кузов современного автомобиля рассчитан на энергопоглощение, т.е. автомобиль просто должен смяться (вплоть до салона). Двигатель должен сорваться с креплений и уйти в пол, рулевая колонка должна сложиться, дабы не ударить в грудь водителю.
Почему ремонтировать современный автомобиль нерентабельно?
• Кузов не рассчитан на то, что его будут восстанавливать.
Он принял удар, металл сыграл и деформировался. Обычно ремонт производят посредством вытягивания силовых элементов кузова, для усиления наваривают уголки. Восстановление сильно разбитого кузова – это как склеить разбитую намелкие кусочки чашку, да ещё и сделать так, чтобы она не протекала. Как поведёт себя такой кузов при аварии – неизвестно. Жесткость металла нарушена, и автомобиль может согнуть гармошкой уже при ударе на скорости 40 км/ч. Кроме того, наваренные элементы усиления могут пройти в салон и задеть водителя и пассажиров, поскольку они не дают деформироваться тому элементу, который рассчитан на энергопоглощение.
• Нарушена геометрия кузова.
Если была замята крыша, либо лонжерон, то их можно восстановить. Но только на специальном сервисе с высококвалифицированными мастерами. Там используют высокоточное оборудование, которое проследит за геометрией кузова. Обычно же так никто не делает. Погнутый лонжерон либо стойка просто вырезается, и на его место врезают новый элемент. То же самое можно сделать и с крышей. Если геометрия кузова не восстановлена, то в салон может попадать вода, грязь, пыль, будут плохо закрываться двери, багажник либо капот. Зазоры по кузову будут неравномерны. Если переваривалась крыша, либо передние стойки, то может протекать лобовое стекло, либо же вообще вылететь или треснуть при проезде неровностей, когда кузов играет. На автомобиле будет неправильный сход-развал, и выставить его будет невозможно. Из-за этого пострадает устойчивость и управляемость автомобиля.
• Восстановленные битые автомобили подвержены коррозии.
Если после восстановления битого кузова его как следует не обработать, то он сгниёт буквально за 3 года. Коррозия будет распространяться очень быстро.
• При ударе срабатывают подушки безопасности.
Полностью их восстановить, это купить новые подушки, новые датчики удара, новый блок SRC, который отвечает за безопасность. Восстановление в квалифицированном сервисе обойдётся около 1500 долларов.
Автомобили, восстановленные после серьёзных аварий, покупать нельзя. На полное восстановление такого автомобиля ушло бы огромное количество финансов, это нерентабельно. Качественно его всё равно бы никто не восстанавливал.
3) Автомобили-распилы.
Раньше распиливались автомобили на дальнем востоке, чтобы уклониться от уплаты таможенных пошлин. Распиленный автомобиль ввозился как запчасти. После он сваривался, шпаклевался, на него делали документы, и он выезжал на дороги общего пользования. Были распространены аварии, когда у автомобиля при ударе отваливался передок, либо задняя часть. Люди, которые находились в салоне, выпадали на дорогу.
Сейчас распилы можно встретить не из-за таможенных пошлин, а из-за того, что умельцы скупают несколько разбитых автомобилей одной марки и сваривают из двух-трёх частей один автомобиль.
Такой автомобиль, нельзя брать не при каком раскладе. Если распил попадёт в аварию, то мало кто из пассажиров останется в живых.
Вывод
Битые автомобили покупать можно, но с учётом того, что повреждены только навесные элементы (двери, капот, бампер, крылья). При повреждении силовой структуры (рама, лонжероны, стойки) стоит сразу же отказаться от покупки. При выборе автомобиля стоит взять с собой человека, который разбирается в кузовах и сможет вычислить битый, плохо восстановленный автомобиль, а уж тем более – распил.