Середина 90-х годов, начало 2000-х – эти годы можно назвать годами прогресса в автомобилестроении. Именно тогда все автопроизводители пытались сделать наиболее ресурсные двигатели и автомобили в целом. Особенно выделялись автомобили немецких и японских марок. И если японские автомобили ещё как-то держаться на плаву, продолжая создаватьремонтопригодные и ресурсные двигатели, то ресурс немецких двигателей порой заканчивается на пробеге в 100-150 тыс. км. Почему новые двигатели одноразовые и неремонтопригодные? Рассмотрим.
Материал блока цилиндров двигателяРаньше блок двигателя изготавливался из чугуна. Чугун – это надёжный ремонтопригодный материал. Но он тяжелый, подвержен коррозии и существуют проблемы с его охлаждением. Чтобы он охлаждался, требовалась т.н. рубашка охлаждения. Рубашка – это отверстия, расположенные вокруг камер сгорания, через них циркулирует охлаждающая жидкость. Чугунный блок можно было разобрать, расточить, поставить ремонтные поршни. Это капитальный ремонт. После капремонта двигатель ездил ещё 150-200 тыс. км и даже больше. Сейчас производители практически отказались от чугунных блоков в пользу алюминиевых. Алюминиевый блок легче, для разгона автомобиля расходуется меньше топлива и улучшается динамика. Данный блок не подвержен коррозии и нет проблем с его охлаждением. Но алюминиевый блок является одноразовым. Если бы стенки блока цилиндров тоже были алюминиевые, то двигатель бы изнашивался буквально за несколько тысяч километров. Потому что поршневые кольца в процессе движения, быстро стачивают алюминий. Поэтому производители наносят на стенки специальный налёт из кремния. Это обеспечивает двигателю ресурс в 100-150 тыс. км. Когда этот ресурс подходит, нужно растачивать блок. Но сделать это невозможно, т.к. сточив слой из кремния, останется чистый алюминий, который не сможет держать нагрузки от поршня. Остаётся только гильзовка блока. Эта процедура стоит недёшево. Гильзы, которые вставляются в блок – чугунные. У алюминия и чугуна – различные тепловые расширения. Поэтому важно найти сервис, где гильзовку сделают правильно и не испортят блок.Поэтому первая причина, почему современные двигатели одноразовые – это неремонтопригодные блоки цилиндров. Облегчённые поршни. Отсутствие выемок.В чугунных блоках поршни шли с выемками. Они были сделаны для того, чтобы поршни не ударили по клапанам, в случае обрыва ремня или цепи ГРМ. Сейчас же поршни идут полностью гладкие и в случае смещения фаз ГРМ бьют по клапанам.Поршни облегчаются для улучшения их инерции. Также облегчается шатун. Соответственно, коленчатому валу легче толкать облегчённые поршни, за счёт этого улучшается динамика автомобиля и повышается КПД двигателя. Но ресурс такого облегчённого поршня сокращается в несколько раз. При сжигании топлива на облегчённый поршень действуют большие силы. Он начинает стоять неровно и появляется люфт. Вследствие люфта снижается компрессия, увеличивается выработка на стенках блока цилиндров. Облегчённый поршень может провернуться, т.е. когда поршень бьёт по клапанам – его ломает, и он пробивает алюминиевый блок. Выход из такой ситуации – покупка нового блока. Уменьшение веса всех элементов с целью увеличения КПДСоздаются более тонкие вкладыши, облегчённые коленчатые валы, уменьшаются подшипники и сальники. Современный двигатель работает на пределе своих возможностей. Масло и антифризСнижаются объемы масла и охлаждающей жидкости. Это приводит к постепенному закоксовыванию двигателя пригоревшиммаслом. Ведь в двигателях старой конструкции было положено заливать 5-6 литров масла, а в современные – 3-3,5 литра. Это делается опять же для уменьшения веса двигателя и автомобиля. Плохо сказывается на ресурсе и высокаяСередина 90-х годов, начало 2000-х – эти годы можно назвать годами прогресса в автомобилестроении. Именно тогда все автопроизводители пытались сделать наиболее ресурсные двигатели и автомобили в целом. Особенно выделялись автомобили немецких и японских марок. И если японские автомобили ещё как-то держаться на плаву, продолжая создаватьремонтопригодные и ресурсные двигатели, то ресурс немецких двигателей порой заканчивается на пробеге в 100-150 тыс. км. Почему новые двигатели одноразовые и неремонтопригодные? Рассмотрим.Материал блока цилиндров двигателяРаньше блок двигателя изготавливался из чугуна. Чугун – это надёжный ремонтопригодный материал. Но он тяжелый, подвержен коррозии и существуют проблемы с его охлаждением. Чтобы он охлаждался, требовалась т.н. рубашка охлаждения. Рубашка – это отверстия, расположенные вокруг камер сгорания, через них циркулирует охлаждающая жидкость. Чугунный блок можно было разобрать, расточить, поставить ремонтные поршни. Это капитальный ремонт. После капремонта двигатель ездил ещё 150-200 тыс. км и даже больше. Сейчас производители практически отказались от чугунных блоков в пользу алюминиевых. Алюминиевый блок легче, для разгона автомобиля расходуется меньше топлива и улучшается динамика. Данный блок не подвержен коррозии и нет проблем с его охлаждением. Но алюминиевый блок является одноразовым. Если бы стенки блока цилиндров тоже были алюминиевые, то двигатель бы изнашивался буквально за несколько тысяч километров. Потому что поршневые кольца в процессе движения, быстро стачивают алюминий. Поэтому производители наносят на стенки специальный налёт из кремния. Это обеспечивает двигателю ресурс в 100-150 тыс. км. Когда этот ресурс подходит, нужно растачивать блок. Но сделать это невозможно, т.к. сточив слой из кремния, останется чистый алюминий, который не сможет держать нагрузки от поршня. Остаётся только гильзовка блока. Эта процедура стоит недёшево. Гильзы, которые вставляются в блок – чугунные. У алюминия и чугуна – различные тепловые расширения. Поэтому важно найти сервис, где гильзовку сделают правильно и не испортят блок.Поэтому первая причина, почему современные двигатели одноразовые – это неремонтопригодные блоки цилиндров. Облегчённые поршни. Отсутствие выемок.В чугунных блоках поршни шли с выемками. Они были сделаны для того, чтобы поршни не ударили по клапанам, в случае обрыва ремня или цепи ГРМ. Сейчас же поршни идут полностью гладкие и в случае смещения фаз ГРМ бьют по клапанам.Поршни облегчаются для улучшения их инерции. Также облегчается шатун. Соответственно, коленчатому валу легче толкать облегчённые поршни, за счёт этого улучшается динамика автомобиля и повышается КПД двигателя. Но ресурс такого облегчённого поршня сокращается в несколько раз. При сжигании топлива на облегчённый поршень действуют большие силы. Он начинает стоять неровно и появляется люфт. Вследствие люфта снижается компрессия, увеличивается выработка на стенках блока цилиндров. Облегчённый поршень может провернуться, т.е. когда поршень бьёт по клапанам – его ломает, и он пробивает алюминиевый блок. Выход из такой ситуации – покупка нового блока. Уменьшение веса всех элементов с целью увеличения КПДСоздаются более тонкие вкладыши, облегчённые коленчатые валы, уменьшаются подшипники и сальники. Современный двигатель работает на пределе своих возможностей. Масло и антифризСнижаются объемы масла и охлаждающей жидкости. Это приводит к постепенному закоксовыванию двигателя пригоревшиммаслом. Ведь в двигателях старой конструкции было положено заливать 5-6 литров масла, а в современные – 3-3,5 литра. Это делается опять же для уменьшения веса двигателя и автомобиля. Плохо сказывается на ресурсе и высокая температураработы двигателя, примерно 110-115 градусов. При такой температуре масло теряет свои свойства буквально через 5000-7000 км. Сейчас все масла становятся более текучими. Во многие современные автомобили рекомендуют заливать масло с вязкостью0w30. У такого масла есть огромный плюс, его не нужно прогревать зимой и с ним автомобиль запускается легче. Но такое масло не создаёт защитной плёнки и детали, которые плотно соприкасаются, изнашиваются быстрее. Дилер рекомендует менять масло каждые 15000 км. Это много. Особенно с учётом того, что двигатели сейчас турбированные и постоянно работают на высоких оборотах. Кроме того, в мегаполисах автомобили часто стоят в пробках, пробег практически не наматывается, но моточасы идут. Поэтому масло нужно менять каждые 5000-7000 км. Привод ГРМЧаще всего на современных двигателях устанавливаются пластинчатые цепи ГРМ. Ресурс данной цепи редко превышает 100 тыс. км, практически, как и у ременного привода. Но суть в том, что замена такой цепи обойдётся в 600-700 долларов. В то время, как стоимость ремня ГРМ редко превышает 100 долларов. На старые двигатели устанавливались роликовые цепи, которые можно было назвать вечными.Обилие пластиковых частейПластиковая крышка головки блока цилиндров, термостат, пластиковый поддон, шкивы ГРМ – эти детали подвержены повышенным температурным и механическим нагрузкам. При температуре ниже -25 градусов, любой из этих элементов может треснуть. Если треснет пластиковый термостат – двигатель перегреется и заклинит. Если треснет пластиковый поддон и протечёт масло, то сразу выйдет из строя турбина, которая охлаждается и смазывается маслом. При обрыве шкива ГРМ – поршни ударят по клапанам.Технологичность моторовОбилие электроники в современных двигателях снижает ресурс. Чем технологичнее двигатель, тем больше вероятность, что уже к 30-40 тыс. км что-либо выйдет из строя. Конструкция старых двигателей была проще, поэтому они были надёжней. Замена любого элемента в современном двигателе редко обойдётся дешевле, чем 500 долларов.По итогу, главная причина всех этих недостатков – алюминиевый блок. Поэтому если вы владелец современного автомобиля, не слушайте дилера, который будет вам рассказывать о том, что двигатель не нужно прогревать, что масло нужно менять каждые 15000 км, что не нужно проходить обкатку. Все цифры по регламенту замены жидкостей, указанные в сервисной книге – делите на два. Меняйте масло, антифриз и возможно ваш мотор отъездит положенные ему 150 тыс. км. температураработы двигателя, примерно 110-115 градусов. При такой температуре масло теряет свои свойства буквально через 5000-7000 км. Сейчас все масла становятся более текучими. Во многие современные автомобили рекомендуют заливать масло с вязкостью0w30. У такого масла есть огромный плюс, его не нужно прогревать зимой и с ним автомобиль запускается легче. Но такое масло не создаёт защитной плёнки и детали, которые плотно соприкасаются, изнашиваются быстрее. Дилер рекомендует менять масло каждые 15000 км. Это много. Особенно с учётом того, что двигатели сейчас турбированные и постоянно работают на высоких оборотах. Кроме того, в мегаполисах автомобили часто стоят в пробках, пробег практически не наматывается, но моточасы идут. Поэтому масло нужно менять каждые 5000-7000 км. Привод ГРМЧаще всего на современных двигателях устанавливаются пластинчатые цепи ГРМ. Ресурс данной цепи редко превышает 100 тыс. км, практически, как и у ременного привода. Но суть в том, что замена такой цепи обойдётся в 600-700 долларов. В то время, как стоимость ремня ГРМ редко превышает 100 долларов. На старые двигатели устанавливались роликовые цепи, которые можно было назвать вечными.Обилие пластиковых частейПластиковая крышка головки блока цилиндров, термостат, пластиковый поддон, шкивы ГРМ – эти детали подвержены повышенным температурным и механическим нагрузкам. При температуре ниже -25 градусов, любой из этих элементов может треснуть. Если треснет пластиковый термостат – двигатель перегреется и заклинит. Если треснет пластиковый поддон и протечёт масло, то сразу выйдет из строя турбина, которая охлаждается и смазывается маслом. При обрыве шкива ГРМ – поршни ударят по клапанам.Технологичность моторовОбилие электроники в современных двигателях снижает ресурс. Чем технологичнее двигатель, тем больше вероятность, что уже к 30-40 тыс. км что-либо выйдет из строя. Конструкция старых двигателей была проще, поэтому они были надёжней. Замена любого элемента в современном двигателе редко обойдётся дешевле, чем 500 долларов.По итогу, главная причина всех этих недостатков – алюминиевый блок. Поэтому если вы владелец современного автомобиля, не слушайте дилера, который будет вам рассказывать о том, что двигатель не нужно прогревать, что масло нужно менять каждые 15000 км, что не нужно проходить обкатку. Все цифры по регламенту замены жидкостей, указанные в сервисной книге – делите на два. Меняйте масло, антифриз и возможно ваш мотор отъездит положенные ему 150 тыс. км.